Ухудшение экономической ситуации в стране ощутимо сказываются на малом бизнесе. Снижение платежеспособности населения, повышение уровня конкуренции, изменения в налоговой политике отрицательно скажутся на доходах фирмы. Для того чтобы не пришлось сокращать численность сотрудников или закрывать предприятие, необходимо грамотно рассчитывать расходы, выявляя и устраняя все дыры в бюджете.
Что такое расходы в малом бизнесе
Расход в бизнесе это уменьшение финансовой выгоды в результате выбытия активов, принадлежащих компании. Сюда относятся денежные средства и имущество, которые числятся на балансе предприятия. Расходы принято разделять на две группы: постоянные и переменные. Для тех, кто только планирует заняться бизнесом не стоит забывать о расходах организационного периода, отражая их максимально точно в бизнес плане.
С какими расходами приходится сталкиваться малому бизнесу
Организационный период
Та сумма средств, что вы потратите на создание компании и налаживание бизнес-процессов до первого рабочего дня, является расходами организационного периода, и включают в себя расходы:
- на создание веб-сайта;
- на регистрацию ИП или юридического лица (уплата государственных пошлин, услуг юристов и консалтинговых компаний);
- на открытие банковских счетов, получение необходимых разрешений и лицензий;
- на аренду офиса, складских и прочих помещений;
- на приобретение мебели, оргтехники и канцелярии;
- на закупку расходных материалов – сырья, необходимого для реализации продукта;
- на поиск сотрудников;
- на маркетинг и рекламу;
- на создание бренда, изготовление фирменных бланков и визиток.
Постоянные
Те средства, что тратятся ежемесячно на осуществление бизнес процессов от создания продукта до полного исполнения заказа, принято называть постоянными расходами. Они есть в любом бизнесе, в независимости от вида деятельности и объема производства.
Постоянными могут быть расходы:
- на аренду офиса;
- на рекламную компанию и маркетинг;
- на зарплату сотрудникам;
- на отчисления в страховые и пенсионные фонды;
- на уплату налоговых отчислений;
- на административные расходы;
- на оплату интернета;
- на оплату телефонии;
- на транспортные расходы;
- на оплату банковских услуг;
- на погашение кредитных/долговых обязательств.
Переменные
Переменными признаются расходы, которые тратятся на создание продукта, их размер зависит от объема производства. Понятие переменных затрат условно. Основной признак, который определяет переменные затраты – их исчезновение при остановке деятельности компании (производства). Переменные затраты относятся на себестоимость продукции, а их общая сумма пропорциональна объему выпуска продукта.
Переменными могут быть расходы:
- на закупку сырья;
- на расходные материалы;
- на оплату труда производственного персонала;
- на амортизацию основных производственных средств;
- на электроэнергию и топливо для производства;
- на транспортировку.
Малый бизнес, ввиду своих особенностей, как правило, не предусматривает большого количества источников расхода бюджетных средств. Однако, если не проводить диверсификацию убытков, или упустить при планировании бюджета бизнес-процессы, требующие дополнительных финансовых вложений, вы рискуете столкнуться с неожиданной неприятностью – недостатком активов.
Для оценки эффективности своего предприятия можно рассчитать показатель EBITDA – прибыль до вычета налогов, выплат процентов, и амортизации. Такое значение отражает весь денежный поток за отчетный период, и позволяет оценить, насколько прибыльна деятельность организации. Отрицательный EBITDA указывает на то, что деятельность фирмы убыточна уже на операционной стадии.
Значение EBITDA рассчитывается из показателей, указанных в финансовой/бухгалтерской отчетности, по следующей формуле: EBITDA = выручка от продаж – себестоимость + налоговые отчисления + проценты по кредитам и займам + амортизация.
Способы сокращения расходов без ущерба для малого бизнеса
Сокращение расходов применяется не только для облегчения нагрузки во избежание убытка, но также и для увеличения чистой прибыли. Правда, не все компании действуют добросовестно таким способом, в связи с чем, страдает качество продукта. Существуют способы, которые реально могут сократить расходы без ущерба предприятию:
- Арендовать более дешевый офис (для большинства представителей малого бизнеса, компаний, численностью от 1 до 5 человек, возможно арендовать жилое помещение, которое дешевле коммерческого);
- Перевод сотрудников на удаленный режим работы;
- Использовать аутсорсинговые услуги вместо собственных специалистов;
- Исключение неэффективных способов рекламы и инструментов маркетинга;
- Исключение/сокращение трат, не связанных с деятельностью компании;
- Использование государственных льгот.
- Автоматизация и оптимизация бизнес-процессов;
- Снижение налоговой нагрузки;
- Пересмотр предложений подрядчиков.
Выводы
При ведении бизнеса, всегда необходимо следить за тем, чтобы расходы не превысили доходы, а финансовые показатели не снижались по отношению к прошлому периоду. Составление сметы расходов поможет выявить ненужные или завышенные (неоправданные) траты, исключение/снижение которых приведут к финансовому оздоровлению. Показатель EBITDA определит объем экономической деятельности, а внедрение безопасных способов сокращения расходов увеличат прибыль без снижения качества продукта.